| читать о Пу Сунлине | ссылки | Рассказы Ляо Чжая | Культурные первоисточники Китая |
 
Ян Камычек. ("Знание" 1974 г.)

Вежливость на каждый день

| Предисловие |
| Знакомство |
| Поведение в общественных местах |
| Под одной крышей |
| Мы в гостях, у нас гости |
| За столом |
| Беседы и письма |
| «Житейские» ситуации |
| Искусство одеваться |
| О хороших манерах |
Беседы и письма
<<<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>>>

Мужчина в обществе жекщины может закурить на улице, иыходя из кино, театра, во время длительной прогулки. Находясь в чужом доме, если хозяин или хозяйка не предложили сигарет, прежде чем закурить, следует спросить разрешения. У всякого курильщика должны быть при себе сигареты.

Женщина не подает огонь мужчине. Ни спички, ни зажигалку не берем из рук желающего подать нам огонь. Кто первый зажигает спичку и зажигалку, тот подает огонь.

Если женщина, желая прикурить, достает свои спички, мужчина старается ее опередить и предложить огонь своей зажигалки пи спички, но не выхватывать при этом коробок из ее рук.

Мужчина встает, если кто-нибудь, стоя, предлагает ему сигареты или спички. Встает также, если хочет кому-то стоящему предложить сигарету или подать огонь.

Можно не вставать, если партнер или партнерша, которым мужчина хочет подать спичку или сигарету, сидят близко. Нельзя протягивать горящую спичку или зажигалку «перед носом» третьего лица, следует в таком случае встать и обойти сидящего.

Подавая огонь, собственную сигарету вынимаем изо рта и кладем в пепельницу или держим в руке. Подавать собственную сигарету для прикуривания партнеру допустимо лишь среди «потерпевших крушение на плоту», как сказано во французском учебнике хорошего тона.

Пепел следует стряхивать только в пепельницу! Не в блюдце, не и вазоны, не за обогревательные батареи, не в декоративные вазы. Если вблизи нет пепельницы, можно попросить ее принести. Не стоит оставлять горящую сигарету на мебели. Не следует здороваться или разговаривать с сигаретой во рту. Нельзя даже случайно позволить себе дымить в лицо сидящих или стоящих рядом.

Телефонные разговоры никогда не начинаем с вопроса: «Кто говорит?»

Если нам звонят домой, снимая трубку говорим: «Слушаю» или «Алло». Звонящий может переспросить: «Это квартира Ковальских?» или: «Могу ли я просить Зденека?» Если нужное нам лицо отсутствует — не стоит допытываться: «Кто говорит?»

В условиях работы всегда лучше, если снимающий трубку назовет учреждение. На ответ «Вы ошиблись» звонящий не должен подозрительно спрашивать: «А какой это номер?» В крайнем случае, он может поинтересоваться: «Так это не такой-то номер?» Если окажется, что он ошибся, необходимо извиниться. И это не просто условность — ведь нам и в самом деле пришлось напрасно кого-то побеспокоить.

Звонящий хорошо сделает, куда бы он ни звонил, если начнет разговор со слова «Здравствуйте», а только потом обратится с просьбой. Здороваться не обязательно, если соединяемся с абонентом через коммутатор, в таких случаях достаточно сказать «Пожалуйста, 72». Но желательно поздороваться с телефонисткой междугородней станции, особенно в вечернее время, когда все уже отдыхают, а она находится на работе.

Если к постороннему человеку приходится обратиться с просьбой пригласить к телефону лицо, с которым мы «на ты», называем его посреднику нашего разговора по имени и отчеству; поступаем точно так же, если звоним в учреждение к своей жене или мужу. В последнем случае можно сказать: «Здравствуйте, говорит Новак, попросите, пожалуйста, к телефону мою жену». Звонящий обязан назвать себя, если не застал нужного ему человека и просит передать поручение, сообщение.

Всегда желательно назвать себя, если приходится звонить на квартиру к замужней женщине или женатому мужчине, особенно, если трубку снимает супруг или супруга вашего абонента.

Однако само лицо, к которому обратились с просьбой позвать к телефону другое, не спрашивает: «Кто говорит?» Это может сделать секретарь или тот, кому адресат звонка поручил узнавать, кто ему звонил.

Никогда нельзя вначале спрашивать: «Кто говорит?», а затем, когда человек назовет себя, заявлять, что нужного ему лица нет на месте. Это неизбежно будет выглядеть так, будто абонента «нет» именно для того, кто сейчас звонит.

<<<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>>>
Business Key Top Sites
Hosted by uCoz