| читать о Пу Сунлине | ссылки | Рассказы Ляо Чжая | Культурные первоисточники Китая |
 
Ян Камычек. ("Знание" 1974 г.)

Вежливость на каждый день

| Предисловие |
| Знакомство |
| Поведение в общественных местах |
| Под одной крышей |
| Мы в гостях, у нас гости |
| За столом |
| Беседы и письма |
| «Житейские» ситуации |
| Искусство одеваться |
| О хороших манерах |
Мы в гостях, у нас гости
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | >>>>

«Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», — гласит французская поговорка. Действительно, лицо человека, который нам в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, хотя вслед за этим хозяин и приветствует нас словами: «Очень приятно, проходите, пожалуйста».

В современной жизни, заполненной множеством дел и обязанностей, неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому визиты без предупреждения допустимы лишь в случаях крайней необходимости.

Не будем обманываться вежливостью хозяев — у них нет иного выхода. Зайдем, поговорим и очень быстро попрощаемся. Не принимаем приглашение остаться на ужин, который, возможно, был рассчитан только на домашних. Какие мелочи в поведении хозяев могут подсказать, что мы пришли не вовремя? Кроме особенно наглядной мимики, наблюдательный человек отметит массу настораживающих моментов: хозяин присел на краешек стула, хозяйка поглядывает в сторону кухни, теребит кольцо на пальце, возможно, бессознательно постукивает носком тапочка. Хозяева терпеливо позволяют нам говорить, но на сказанное почти не реагируют. Не задают вопросов. Не ищут темы для разговора, разве что вставляют замечание о том, что в последнее время очень «замотаны». Как-то и о чае не вспоминают. Хозяин гасит наполовину выкуренную сигарету и тут же закуривает другую. Характерно, что когда гость начинает прощаться, хозяева оживляются и проявляют особенную сердечность. Такой оборот событий не должен нас обманывать, просто у хозяев начались угрызения совести. Но эти угрызения чаще всего приходят одновременно с радостью по поводу ухода, потому-то прощание выглядит особенно теплым.

Если мы дважды постучали или позвонили, и нам никто не открывает, следует не «ломиться» в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Если нас пригласили и мы приняли приглашение, будет неуважительным не явиться. Крайний срок, когда еще можно отказаться от званого ужина — два дня до назначенной встречи, при этом следует назвать достаточно вескую причину. Но если уже все-таки случилось, что мы не сдержали обещания и не пришли, необходимо как можно быстрее в устной или письменной форме объясниться.

В недавнем прошлом первый визит проходил иначе, чем последующие: приглашенный должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут, и в таких случах никогда не подавалось угощение. В наши дни первое посещение ничем не отличается от последующих. Прежде также было принято после первого визита прислать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Сегодня никто не берет на себя подобных обязательств. Мы ждем приглашения, которое должно поступить по случаю или без случая в ближайшие два-три месяца.

Невежливо, часто бывая в гостях у знакомых, забывать, в свою очередь, пригласить их к себе. Если у кого-нибудь нет условий для приема гостей в своей квартире, следует подумать о других возможностях, например, приглашениях в кафе, ресторан, в театр, если у вас есть машина — на загородную прогулку.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | >>>>
Business Key Top Sites
Hosted by uCoz