| читать о Пу Сунлине | ссылки | Рассказы Ляо Чжая | Культурные первоисточники Китая |
 
Ян Камычек. ("Знание" 1974 г.)

Вежливость на каждый день

| Предисловие |
| Знакомство |
| Поведение в общественных местах |
| Под одной крышей |
| Мы в гостях, у нас гости |
| За столом |
| Беседы и письма |
| «Житейские» ситуации |
| Искусство одеваться |
| О хороших манерах |
Мы в гостях, у нас гости
<<<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Как дать понять, что гости засиделись, а мы «валимся» с ног? Зимой хорошо действует открытая форточка. Это мобилизует. В крайнем случае хорошо повести разговор о том, что нам предстоит делать завтра, тут удобно вставить, что придется рано вставать или что нас ждет «тяжелый» день. Хочу предупредить, что иногда это может не подействовать. Для недогадливого гостя нет универсальных средств. Значит, страдаем до конца. Если гость не приглашался, а просто зашел на огонек, дело обстоит проще. В нужный момент невзначай, но с видимым удовольствием зеваем, добавляя при этом: «Прости, но день был трудный, а завтра нужно рано вставать». Как правило, в таких случаях гость начинает прощаться. Но если все же и эти слова не приняты во внимание, остается встать и дружески сказать: «Жаль, что тебе уже надо идти».

Встречается еще категория гостей-чудаков. Ими бывают гости-индивидуалисты, они не выносят в доме своих знакомых иного общества, кроме самих себя. Знаю и таких, что все время ходят из угла в угол. Или гостей-аскетов, которых никакими уговорами не усадить за стол, в то время, как сами хозяева томятся от голода. Случается, что гость все время мрачно молчит, убивая своим упорством хозяев. Бывает, заходит гость, который забывает обо всем, увидев в передней телефон. И такой, что обязательно хочет что-нибудь в квартире исправить, требует отвертку, но из поданных четырех ни одна ему не подходит. Встречаются знакомые, которые рвутся сами приготовить ужин. И другие: они всегда приводят незнакомых людей. Что ж, и к тем, и к другим, и десятым приходится приспосабливаться.

Особенно трудно бывает наладить взаимопонимание с бесцеремонным и назойливым гостем, который навещает вас часто и всегда некстати. Здесь допустимо сделать некоторое отступление от общепринятых правил гостеприимства. Можно, например, произнести. «Жаль, мы как раз собрались в кино», «Прости, жена плохо себя чувствует». Если это повторить несколько раз, у гостя, возможно, отпадет охота нас посещать. Можно еще, прощаясь с таким гостем, сказать: «Ну, теперь не скоро увидимся, потому что...» (здесь можно назвать более или менее правдоподобную причину). Обязательно стоит прибавить: «Сообщим», «Созвонимся»...

Что делать, если приезжий гость явно затягивает свое пребывание у нас? Я знаю одну жительницу курортной местности, которая часто страдает от затяжных визитов своих знакомых. Так вот, она в таких ситуациях начинает вежливо и периодически занимать у гостя деньги на домашние расходы. Через несколько дней гость выезжает.

Советую попробовать. Но если говорить серьезно, а о подобной проблеме следует говорить серьезно, потому что удобная и просторная квартира в столице или на курорте часто приносит своим владельцам больше огорчений, чем радости, то хозяевам следует поинтересоваться у гостя его планами. Если гость не поймет намека, то у хозяев всегда остается возможность сказать: «Значит, остаешься до четверга?!»

Гостеприимство — вещь святая, но и она должна иметь определенные границы.

<<<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Business Key Top Sites
Hosted by uCoz